IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Основанием для разработки образовательной программы дошкольного образования МБДОУ- детского сада № 230 послужили: Порядок организации и осуществления образовательной деятельности с 01.01.2021 г. определяется в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021?ysclid=lltm2n9uhb774885361 Требования к структуре, объему, условиям, результатам освоения с 01.01.2014 г. определяются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201902140015?ysclid=lltmdhg2ni360965241 Базовый объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения с 01.09.2023 г. определяются в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 Образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в МБДОУ – детский сад № 230 (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Программа разработана в соответствии с Федеральной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022). При разработке Программы учитывались следующие нормативно правовые документы: – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; – Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; – Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» – Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки 2 России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); – Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); – Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; – Устав МБДОУ – детского сада № 230; – Программа развития МБДОУ – детского сада № 230. Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Содержание ОП ДО ориентировано на: - обучение и воспитание ребенка как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; - приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа; - воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - формирование ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 3 - охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей, инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение их безопасности; - достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Образовательная программа построена на принципах: - полноценного проживания ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становятся субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей) совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников; - признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Образовательной организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - учета этнокультурной ситуации развития детей; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть соответствует Федеральной программе и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе: 1. Парциальной программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», автор И.А. Лыкова. 2. Парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор Л.Л. Тимофеева. 4 3. Парциальной программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В. Бережнова, В.В. Бойко. 4. Регионального содержания. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: ранний , дошкольный возраст / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей, педагогов ДОО и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий. Цель Программы в обязательной части: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Цель Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений: создание условий для расширения и углубления основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности, избирательные интересы дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных особенностей. Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе указаны цели и задачи Программы, принципы её формирования. Включены планируемые результаты освоения Программы в обязательной части и в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Определены подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов. Содержательный раздел представляет описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие. В нем раскрыто описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся, направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления 5 воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Показано материально-техническое обеспечение Программы в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений В разделе определены перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. Представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы. В организации нет дошкольных групп компенсирующей и комбинированной направленности, но в связи с принятием ФГОС ДО, предусматривающего возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, воспитывающихся в общеразвивающих группах. Программа определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы с детьми (логопедической помощи, психолого-педагогического сопровождения) в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих ТНР на основании заключений, данных ТПМПК «Радуга». Цель коррекционно-развивающей работы является - построение системы для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанникам, имеющим трудности в освоении системы родного языка в период дошкольного детства, при взаимодействии всех педагогов и родителей (законных представителей) дошкольников. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся (п.26 ФОП ДО) Цели, задачи и принципы взаимодействия с родителями Цели взаимодействия (п.26.1 ФОП ДО) 1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. 2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи взаимодействия (п.26.3 ФОП ДО) 1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 6 1) 2) 3) 4) 5) 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Принципы взаимодействия (п.26.4 ФОП ДО) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка; открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье; взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей; индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач; возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов (п.26.2 ФОП ДО). При реализации образовательной программы МБДОУ осуществляется обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи; 7 взаимодействие обучающихся в целях: с семьями повышения компетентности родителей (законных представителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечения единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях образовательной организации и семьи; повышения воспитательного взаимодействия семьи информирование родителей (законных представителей); просвещение родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей); способствованию развитию; построение взаимодействия на принципах: открытости; взаимного доверия, уважения и доброжелательности; индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье; возрастосообразности приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; по направлениям: диагностико – аналитическое; просветительское; консультационное реализация образовательных задач, проектов, мероприятий; организация развивающей предметно-пространственной среды. через решение задач: (п.26.6 ФОП ДО) Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей. (п.26.7 ФОП ДО) Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. (п.26.7.1 ФОП ДО) Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности: 8 1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; 2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; 3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач; 4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО; 5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое). (п.26.7.2 ФОП ДО) Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других). (п.26.9 ФОП ДО) Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность педагоги нашего детского сада используют специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи: родители (законные представители) привлекаются к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач. (п.26.10 ФОП ДО) Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы. (п.26.11 ФОП ДО) Педагоги ДОО самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействий.